Admin Control Panel 

  ЗаписиСторінкиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 

MyMenu

Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

середа, 17 лютого 2016 р.

Георгий Марягин. Открыватели недр Донбасса (1951)


Марягин Г.А. Открыватели недр Донбасса  - Сталинское областное издательство (Библиотечка молодого рабочего Донбасса), 1951 г. - 172 с. : ил.; Тираж 10 000 экз.

В первую очередь данная книга будет интересна тем, кто интересуется историей горного дела в Донбасса. В ней в легкой и доступной форме описано становление горнозаводского дела в регионе. Рассказ ведется через призму времени - от древних рудокопов и металлургов, первых рудознатцев из козачьих городков и до великих ученых горной науки XIX века - Ковалевского, Борисяка, Карпинского, Лутугина и др.
Но нужно учитывать то, что книга издана в 1951 году, во времена сталинской "борьбы с космополитизмом", и спустя 65 лет многие данные устарели и трактуются не всегда верно.

Скачать PDF

Благодарность Часовоярскому промышленному историко-краеведческому музею за предоставленную книгу.

Марягин Георгий Александрович (17 апреля 1906 – 14 октября 1972) - советский прозаик, поэт, журналист. Родился в поселке при маленькой железнодорожной станции Краматорская (сейчас г. Краматорск – Донецкая обл., Украина). Работал на Старо-Краматорском металлургическом заводе слесарем и младшим металлургом. Жил по соседству с Борисом Горбатовым. Оба увлекались литературой, оба поначалу писали стихи и оба впоследствии стали писателями. В 19 лет опубликовал стихи в журнале «Рабоче-крестьянский корреспондент». В 1930-м уже работал журналистом в журнале «Забой», там же на украинском языке вышла первая часть его романа «Металлурги» (вторая часть так и не была издана). После закрытия журнала переехал в Москву.
Участник Великой Отечественной войны. Сначала был начальником штаба, затем командиром артдивизиона 2-й ударной армии Ленинградского фронта. Служил в звании майора.
После демобилизации с родными проживал в Орехово-Зуево, с 1961 года – вновь в Москве. Работал в Совинформбюро заведующим отделом литературы, затем в издательстве «Углетехиздат».
Автор книг «На высоких скоростях» (1949), «Исследователи недр Донбасса» (1951), «Горизонты, рубежи, искатели» (1960), роман о шахтерах «Озарённые» (1961), «Постышев» (1965) и др.  В 1965 году выпустил книгу документальных повестей и очерков «Сибирская фантазия: Повествование о фантастах и искателях», в которой описана героика будней советской индустрии.

О моментах написания данной книги в эпоху сталинских репрессий ярко повествует отрывок из мемуаров его сына - известного кинорежиссера Леонида Марягина:
Вынужденная безработица отца длилась не месяц, не два, даже не год. Наконец, терпению и упорству пробиться самому пришел предел — отец смирил гордость, забыл о давней размолвке. Он сел в паровичок на платформе Крутое, что расположена была на дальнем окончании нашего текстильного города, и двинулся в Москву, на Беговую улицу, где жил его прежний друг, а тогда классик советской литературы Борис Горбатов. Вернувшись домой, с надеждой и радостью рассказывал нам, домочадцам и чаду, как тепло и радушно принял его друг молодости, как пообещал помощь...
Слова Горбатова не разошлись с делом: Борис написал поручительство в Углетехиздат, гарантируя благонадежность отца и свою, если потребуется, редактуру. Поручительство подействовало реальнее, чем характеристика Потапова — с отцом согласились сотрудничать. И хоть издательство было чисто техническое и не издавало никаких других видов литературы, рекомендованный «самим» Горбатовым Марягин сумел увлечь дирекцию предложением выпустить книгу «Исследователи недр Донбасса». Работа у выходца из этого самого Донбасса пошла, покатилась! А поскольку уголь в бассейне реки Донец открыли задолго до революции, не было у отца наконец-то необходимости отображать передовиков и придумывать философию их творческих порывов. Я оказался тоже участником создания книги. Денег на художника издательство не отпустило, пришлось, сообразно собственным графическим возможностям, рисовать и чертить тушью разрезы шахт, копры, коногонов в лавах. Наконец в 1951 году отец привез из столицы и выложил на стол под лампочку в стеклянном абажурчике, похожем на перевернутый лафитник и настолько неказистом, что его не унесли с собой прежние хозяева комнаты, сигнальный экземпляр книги, плоскую бутылку вермута, языковую колбасу — шахматную (начинка клеточками, как шахматная доска) и конфеты с ромом, носившие манящее название «Джаз» (борьба с космополитизмом уже шла вовсю, но дорогие конфеты еще залежались на прилавках). Состоялся домашний пир, во время которого пришла телеграмма из Сталино — так тогда назывался Донецк — издательства с предложением переиздать книгу отца. Это был день триумфа! Отец сходил к знакомым, взял взаймы патефон с пластинкой Вадима Козина и пел с ним в унисон «Люба, Любушка, Любушка-голубушка, я тебя не в силах позабыть...» Обнимал маму и плакал. 
Плакал отец в той же комнате, за тем же столом, под той же лампочкой и раньше, но не от радости. Вернулся от Горбатова во время работы над книгой. Шло в стране активное избиение космополитов... Среди писателей — в первую очередь. Анатолий Софронов размахивал разгромным мечом — «летели» писательские головы. Отец посетовал Горбатову: 
— Боря, что этот Софронов творит! 
И получил в ответ: 
— Да что Софронов! Софронов наш с Костей топор. 
Костя — Константин Симонов — был тогда главой Московской писательской организации, Горбатов — партийным боссом этой организации. После проработок писателей с одобрения писательского руководства следовала посадка. Отец плакал оттого, что вынужден поддерживать отношения с человеком, участвующим в гонениях. 
Но отцовская невезуха не окончилась даже с выходом книги в Сталино. Называлась теперь работа «Открыватели недр Донбасса». Радостный и возбужденный, устремился он в столицу шахтерского края на обсуждение. Как оно проходило, становится ясно из одного абзаца газеты «Социалистический Донбасс»: 
«В книге не подчеркнута огромная забота большевистской партии, советского правительства и лично товарища Сталина в развитии угольного Донбасса... Тем не менее Г. Марягин вел себя на читательской конференции недостойно, не захотел прислушаться к голосу справедливой, заслуженной критики». 
Вечером в номер гостиницы к отцу явился глава областного МГБ и поинтересовался, когда он собирается уехать. «Завтра», — ответил отец. «Нет, сегодня. И как можно скорее. Потому что завтра я должен буду вас арестовать, — возразил чекист, — но мне понравилось, как вы вели себя на обсуждении». Через полчаса отец сидел в общем вагоне проходящего поезда и слушал рельсы на стыках: «Бе-ги, бе-ги, бе-ги...» 
Больше года оставалось до смерти Сталина...

⚒ Підтримати проєкт «Шахти та рудники Донбасу» ⚒

Якщо цей матеріал був для вас корисним — ви можете підтримати розвиток нашого проєкту. Ваша підтримка дозволяє нам продовжувати збирати, зберігати та публікувати унікальні історичні матеріали про корисні копалини та промисловість Донецького басейну, робити їх доступними для дослідників, освітян та всіх, хто цікавиться історією регіону. Кожен внесок допомагає нам зберігати культурну спадщину та популяризувати знання про минуле Донбасу.

Підтримати