Admin Control Panel 

  ЗаписиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

неділя, 5 листопада 2017 р.

Новосельский А. Как казаки на Кривом Торце соль варили (Константиновка. История одного города, 2013)


Новосельский А.М., Карпова Р.Н. Константиновка. История одного города /А.М.Новосельский, Р.Н.Карпова.— Донецьк: Світ книги, 2013. - 172 с.


Как казаки на Кривом Торце соль варили

Большую часть 18 в. наш край оставался довольно неспокойным пограничьем. Первопоселенцам грозила опасность лишиться как имущества, так и собственной жизни. Причинами, которые всё же вынудили рискнуть и обосноваться по берегам Кривого Торца, стали служба, воля, земля и... соль. Последняя мотивация является самой неожиданной для нашей местности. Эта версия в истории рассматривается впервые.

Ещё с давних пор были широко известны Торские соляные озёра (сейчас в г. Славянске). Сюда приезжали варить соль из Оскола, Ельца, Курска, Воронежа и других мест. По указу московского правительства здесь по речке Торцу, впадающей в Северский Донец, был построен «Соляной Городок» - укреплённое поселение и казённые соляные варницы. Однако в конце 17 - начале 18 в. по причине разорения татарами, ежегодной порче колодцев пресною водою и частых эпидемий холеры, торские и маяцкие казаки обратились к реке Бахмут. В этих местах были возведены новые соляные заводы. Важное значение имело и то, что солеварение здесь было выгоднее, так как концентрация соли в воде бахмутских источников была выше, чем в Торских озёрах.

В 1703 г. в Бахмуте насчитывалось три десятка солеварных колодцев, которые состояли в ведении изюмского полковника. Для защиты от татар была построена крепость. Солеварение было делом очень выгодным и в Бахмут стали приходить жители Слободской Украины, донцы, украинцы-черкасы. Соляные промыслы с начала 18 в. числились в руках казны. Вываривание соли в отдельные периоды производилось как казной, так и откупщиками. В 1738-39 гг. в связи с русско-турецкой войной и эпидемией чумы отмечалось резкое сокращение количества находившейся в продаже соли на местных рынках, как и в целом по Слободской Украине. Спрос и цена на «белое золото» увеличивались.

В 60-х годах появляются поселения вдоль правого берега реки Кривой Торец (20-25 верст от Бахмута), как отмечено на карте того времени - «хутора бахмутских жителей». Согласно «Плана Екатерининской провинции» 1768 г., названия нескольких из них происходят от слова соль: три хутора с названием Солеварный и одна «с. Солеварная» (слобода), состоявшая из 12 хат. Стоит отметить, что последнее - одно из самых крупных на то время поселений в этих краях.

Если ориентироваться по современной карте, то располагались поселения следующим образом: слобода и хутор на территории Константиновского района (примерно в 5 и 7 км вверх по течению Кривого Торца к югу от города) и два хутора - в радиусе г. Дружковка (вниз по течению, неподалёку от слияния с Казённым Торцом). В отношении добычи соли интерес представляет и топоним Копьевка. По всей видимости, топоним происходит от слова копь: ямный прииск; место, где копают полезное ископаемое. Наиболее раннее упоминание топонима встречается в 80-х годах 18 в. как название первой в той местности владельческой деревни. От Кривого Торца она находилась примерно в 5-7 км по реке Клебан-Бык (в районе заповедника с одноимённым названием и с. Александро-Калиново).

Таким образом, топонимы говорят о том, что в этих местах могла производиться разработка соли. Наличие запасов соли подтверждают исследования ученых 19-20 века.

Добычей соли на Кривом Торце могли заниматься бахмутские казаки-солевары. Затратных работ для добычи, исходя из особенностей местности, не проводили. Достаточно было копать в правильных местах, которые определялись по неким характерным признакам. Из выступавшего рассола (воды с большой концентрацией соли) выпаривали на огне соль, наливая в обычные казаны.

Солевары не могли не столкнуться с главной проблемой края - малочисленностью дров для вываривания. Также прекращение добычи соли в районе Торца могло быть связанно, во-первых, с опустошительным вторжением татар летом 1769 г. Во-вторых, уже в начале 80-х генерал-губернатор Потёмкин официально приказал всем здешним казённым заводам: «Варить соль прекратить, лесов не опустошать, имущество заводов продать на публичных торгах, соль возить из Крыма». Так же была прекращена и частная выварка.

Добыча соли на Кривом Торце должна была отразиться в соответствующих казённых документах того времени, которые помогли бы более точно ответить на все «солёные» вопросы. Остаётся рассчитывать на их сохранность и скорейшее открытие.

«Земляное уголье» и «белое золото»


Несмотря на то, что Константиновский район не является шахтёрским, именно здесь зафиксировано одно из старейших мест добычи угля в Донбассе. Согласно «Памятной книжке Екатеринославской губернии» уголь в Иванополье был найден в 1806 г. Однако обнаружили его ещё ранее. Так, на карте вт. пол. 18 в. нанесено в районе балки Кравецкая близ указанной деревни - «в оной балке уголье под землей земляное» (земляным угольем в старину называли уголь).

В военно-статистическом обозрении середины 19 в. отмечены подробности: «Каменноугольные разработки помещика Плещеева в с. Иванополье на речке Кривом Торце в 35 верстах от Бахмута, принадлежат по своей формации к Щербиновскому месторождению. Заведены первоначально в 1810 году, в 1831 году вторично исследованы горными инженерами Луганского завода и признаны весьма способными для кузнечного дела и отопки зданий, но для плавильных горнов негодными. Помещик усердно занимается разработкою и добывает ежегодно до 15000 пудов угля». Разработки угля помещиком Плещеевым также упоминаются А.А. Скальковским.

С помощью карт месторождений полезных ископаемых 20 в. можно определить марку здешнего угля. Так, в районе Друж- ковка-Константиновка-Иванополье отмечаются газовые и длиннопламенные угли. В целом же, этот район каменноугольных залежей, как установили в 19 в., простирался узкой полосой по Александро-Шультенской и Дружковской волостям.

Далее в обозрении сообщалось, что «село Иванополь находится весьма далеко от портовых мест и может иметь сбыт только в окрестные сёла, или же во внутренней части Екатеринославской губернии, везде обнажённая от лесов, бедные дровами и древесным углём». Что касается использования угля для отопления местных жилых зданий, то, как отмечалось в другом источнике, таковой не производилось даже местными жителями, которые его добывали. Потому что топили в основном кизяком, в большом количестве заготовляемом в летнее время. Так же не велико было количество угля употребляемого в местных кузницах.

На копях помещика работали крепостные. До освобождения от крепостной зависимости крестьяне выполняли эту работу на условиях отдачи помещику определённой части добычи. При освобождении в 1861 г. каменноугольные разработки отошли от крестьян и достались помещику. При чём, крестьяне могли продолжать работать на этих шахтах, но с уже изменившимися (юридически) условиями оплаты свободного труда, хотя сущность отношений оставалась прежней.

Добыча могла производиться открытым способом, при помощи штолен (пологих наклонных скважин) или шахт. Первые два способа добычи применялись при неглубоком залегании пласта небольшой мощности. Сегодняшние исследования на местности выявили наличие отвалов. Добыча в окрестностях Иванополья прекратилась в конце 70 годов 19 в., когда в Донбассе началась интенсивная промышленная разработка угля.

В конце 19 в. отмечается вторая волна интереса к здешним залежам «белого золота».

Гидрогеологическим исследованием уезда занимался А.В. Гуров - профессор геологии Императорского Харьковского университета, один из первооткрывателей каменной соли в Бахмутском крае, буривший здесь первые скважины. Гуров так же впервые разделил донецкий карбон на два отдела: нижний и верхний, а последний на два яруса: нижний «софьевский», с главнейшими угольными пластами, и верхний - «дружковский», отличающийся переходным пермо-карбоновым характером. Профессором исследовано несколько мест по Кривому Торцу с особенностями отложений пермского возраста.

В доисторические времена, когда сокращался бассейн Пермского моря, залив в Кальмиусо-Торецкой котловине, к которому относится наш край, занимал самую средину. У слияния Казённого и Кривого Торцов залив сообщался с обширной Бахмутской бухтой. Соляные формации отмечены Гуровым в районе слияния рек Кривой Торец и Клебан-Бык (и далее по его течению), у слияния двух Торцов. Т.е, практически в этих же местах находились «соляные поселения» 18 века.

В работе профессора описывается ещё одна особенность нашего края. Вследствие нахождения поваренной соли в верхней ангидритовой группе (в красных глинах) пермской системы, все подземные и наружные воды, приходящие с нею в соприкосновение, содержат в растворе поваренную соль и бывают солёные так, что даже пруды, устроенные немецкими колонистами, содержат солоноватую воду.

Данные относительно поиска здесь «белого золота» встречаем также в статистике 19 века. Так, в «Памятной книжке» отмечалось, что исследования, произведённые здесь частными предпринимателями между 1881-1886 гг. «остались без всяких результатов не столько вследствие бедности вновь открытых месторождений сколько по недостатку средств, требовавшихся для окончания дела».

Наш край описывает ещё один выдающийся учёный. Семенов-Тянь-Шанский в работе «Новороссия и Крым» отметил, что добыча соли в селе Дружковка (ныне Алексеево-Дружковка) имеет немалое промышленное значение. Соляные копи были устроенны здесь в середине 1870 г.

Поразительная информация о существовании целого солеварного завода обнаружена авторами в источнике советского времени. Так, в книге «Геология СССР. Донецкий бассейн» за 44-й год есть следующие факты. «Геологические факторы (в том числе тектонические) объясняют наличие мало еще изученных вероятных залежей каменной соли в большой южной Кальмиус-Торецкой котловине (р. Клебан-Бык)». А так же, что «вне площади Славяно-Бахмутской котловины месторождения каменной соли неизвестны за исключением ограниченных указаний об этом по Кальмиус-Торецкой, где на р. Клебан-Бык прежде находился солеварный завод». То есть, добыча производилась промышленным способом. Загадкой остаётся время существования и точное место расположения этого завода.

P.S. В 1970-80 гг. проводились геолого-разведывательные исследования по р. Клебан-Бык и в районе Дружковки. В результате которых выявлены значительные запасы соли. Разработка и сейчас считается не целесообразной из-за наличия обширного Артёмовского месторождения.

С более полным текстом книги можно ознакомится на сайте Константиновского городского краеведческого музея.

Данные, изложенные в статье, отражают исключительно точку зрения авторов, и могут не совпадать с мнением Администрации сайта.