Admin Control Panel 

  ЗаписиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

понеділок, 30 липня 2018 р.

Кислов Ф. Как я снимал уголь и металлургию Донбасса (Пролетарское фото № 4, 1933)

Ф. Кислов — Заготовка бурок перед закладкой динамитных шашек для подрыва подрубленного пласта. Шахта "Проходка № 1" (Донбасс)
Кислов Ф. Как я снимал уголь и металлургию Донбасса // Журнал "Пролетарское фото". – 1933. – № 4. – С. 7–8.

Опыт индустриальной фотографии 1930-х гг.


Впервые мне пришлось снимать Донбасс в октябре — ноябре 1930 г. В то время строительство крупнейших в СССР гигантов машиностроения, как Краммашстрой, Луганстрой, только разворачивалось, только закладывались новые цехи, а там, где сейчас уже вступили в строй Горловский завод врубовых машин, первый советский блюминг, о них только говорили, показывали рукой, где эти гиганты будут строиться.

В начале января с. г. в связи с пуском первого советского блюминга, а также и вступлением в строй одной из мощнейших домен в Донбассе, № 1-бис на заводе им. Ворошилова, редсектором Союзфото было предложено мне выехать туда для засъемки моментов пуска. 

Одновременно я должен был осветить заканчивающееся строительство Луганстроя, Краммашстроя, Горловского завода врубовых машин и показать механизацию добычи угля, не забывая также освещать в фотоснимках работу культурно-бытовых учреждений Донбасса: клубы, фабрики-кухни, столовые, красные уголки и т. д.

Январь, февраль и март — самые плохие месяцы фотосъемочного сезона вообще и в особенности для съемки металлургии, где и без того кругом чернота железных конструкций.

Имея опыт прошлой съемки в Донбассе, я вооружился более основательно и заранее все предусмотрел.

Для того чтобы не задерживать немедленной высылки негативов в Москву, я взял с собой походную фотолабораторию, начиная с ванночек, химикалий и кончая электрическим шнуром для  красного фонаря с ввинчивающимся патроном вместо штепсельной вилки для устройства фотолаборатории в любом помещении, где есть электричество. Вооружен аппаратурой я был, что называется, до зубов, а именно: «Неттель» 9X12 с объективом «Дагор» 1:6,8, фокусное расстояние 120 мм, «Тессар» 1:3,5, фокус 150 мм и «Теле-Тессар» 1:6,3, фокус 250 мм, затем «Лейка» модель № 2 с объективами «Эльмар» 1:3,5, фокус 50 мм и 35 мм. Последний заменял мне широкоугольник. Насколько хорошо я был вооружен аппаратурой, настолько плохо я запасся фотопластинками; за исключением пленки Геверт, Кино-хром АГФА и АГФА-опециаль, пластинок достать высокой чувствительности в Москве перед отъездом не мог, пришлось удовлетвориться пластинками 9Х12 ФОКХТ чувств. 104 и 133 по X и Д. Несмотря на мое хорошее вооружение фотоаппаратурой, оптикой и более сносным негативным материалом, мне пришлось преодолевать большие трудности в работе.

Один из злейших моих врагов в работе, с которым я постоянно сталкивался при проявлении заснятого, — это горьковато-соленоватая донбассовская вода. Работал по нормальному рецепту проявителя:
Воды кипяченой — 1 000 куб. см. 
Метола — 2 г 
Сульфита кристалличес. — 120 „ 
Гидрохниона — 4 „
Соды кристаллическ.— 50 „ 
Бромистого калия. — 1—2 „ 

Ф. Кислов — Малый электровоз на шахте "Проходка № 1" (Донбасс)
На пластинках ФОКХТ у меня при проявлении этим проявителем получался вялый, монотонный негатив, в особенности при небольшой передержке в экспозиции, и еще хуже, если разбавишь кипяченой водой при проявлении. Мне же нужно было дать сочный, прозрачный негатив (для массового производства на фабрике).

Достать дистиллированную воду было очень трудно. Тогда я стал комбинировать рецепт проявителя, уменьшая количество метола наполовину и увеличивая за этот счет количество гидрохинона вдвое и порцию бромистого калия от 1 до 8 г. Составляя проявитель по измененному рецепту, я брал только прокипяченную воду.

Во время проявки к хорошему старому проявителю прибавлял свежего, неразбавленного. Таким образом я имел крепкий, жестко работающий проявитель, а вода уже мне почти не мешала делать хорошие, нормальные негативы.

К трудности с водой у меня прибавилась вторая трудность — съемка внутреннего вида цехов на новостройках. В цехах синий дым от горевших жаровень, у которых рабочие грели руки, в особенности перед пуском и при пуске блюминга. Этот дым мешал дать хорошо проработанные в деталях негативы. Общий вид первого советского блюминга я снимал на другой день после прокатки первой болванки, когда все строители и монтажники отдыхали. Мне удалось дать хорошего качества негативы. 

Показать двухсотметровые пролеты паровозосборочного цеха Луганстроя мне так и не удалось: мешал дым разогревательной печи в цехе. В новокотельном цехе Луганстроя сильные дымы от горнов, разогревавших болты для клепки котлов, и рядом — газовавшие отремонтированные тракторы для посевной. Этот синий газ мешал сделать общий вид огромных пролетов, протяжением около 150—200 м. Отдельные агрегаты и станки я был вынужден снимать на фоне этой синей дымки, — получались эффектные снимки силуэтом.

Предстояло заснять общий вид цеха сборки врубовых машин на Горловском машиностроительном заводе и Краматорском механическом цехе — старом и новом. Пришлось снимать во время обеденного перерыва. Чтобы не упустить случая показать момент сборки врубовых машин и рольчаток, изготовляемых впервые, я расстанавливал во время перерыва рабочих по их месту, работы, заставлял несколько секунд работать, снимал их с выдержкой до 10—20 секунд, так как чувствительность пластинок 104 по X и Д не позволяла сделать при диафрагме 9X12,5 пригодный к печати негатив, а сжигать огромное количество дефицитного магния тоже было бесполезно, так как часть дневного света помешала бы сделать снимок без шевеления.

Подземную съемку добычи угля в шахтах я делал только «Лейкой», объективом с фокусным расстоянием 35 мм. По опыту прошлого раза я знал, что снимать «Неттелем» 9X12 в забое высотой от ¾ до 1½ м почти невозможно.

Преимущества короткофокусного объектива в тесном забое сказались самым наилучшим образом. У меня не было снимка, где бы только были сняты или руки рабочего, или туловище без рук. Отходить далеко нельзя — мешают стоящие впереди подпорки в забое.

В шахте я снимал на пленке АГФА-специаль, которая менее контрастна и более чувствительна, чем пленка Геверт. Последнее качество пленки АГФА-специаль сэкономило мне не один десяток граммов магния.

При съемке в забое большое затруднение представляет наводка на фокус и определение композиции кадра при тусклом свете лампочек шахтеров. Здесь без позировки никак не обойдешься. Для того чтобы взять правильно нужный кадр, мне приходилось ставить по углам кадра, который (мне показывал видоискатель, 2—3 шахтерские лампочки сразу, а резкость брать по шкале.

Во время съемки в забое снимать приходилось сидя, не растягивая ножек штатива.

Большинство шахт в Донбассе газовых, и съемка там с магнием не разрешается даже на поверхности шахты. Пришлось заранее узнать, где есть негазовые шахты. В этом мне помогла газета «Социалистический Донбасс», указав на шахту «Проходка № 1» в Сталинском районе, где все процессы добычи угля механизированы, начиная от врубовых машин, электрической тяги угля при помощи канатной откатки и электровозов и кончая конвейерной подачей угля из шахты на поверхность.

Во время 30-градусных морозов мерзла шторка у «Лейки». После съемки я немедленно клал ее в карман или за пазуху и тем избегал замерзания шторки. Снимать «Неттелем» 9X12 в мороз рискованно.

Попадая на огромный завод, я предварительно изучал и знакомился с его производством под руководствам опытных работников. Такой метод работы давал мне возможность заснять наиболее ценные моменты.
 
*** 
За время своей двухмесячной работы я сделал около 600 негативов, из коих три четверти принято редакцией Союзфото.

Работая в дни пятнадцатилетия Красной армии, я включился в работу центральной газеты «Социалистический Донбасс», сделав снимки из быта Красной армии, которые пошли в номера, посвященные пятнадцатилетию Красной армии.

***
От редакции. Материал интересен, однако он свидетельствует о недостаточной технической квалификации даже лучших наших фоторепортеров. В заметке т. Кислова пространно сообщается о преодолении таких трудностей, которые крайне незначительны, несложны и которые никак не могут мешать работе фоторепортера, вооруженного высококачественной аппаратурой.

Ф. Кислов — Вагон-весы домны № 7 завода им. Дзержинского (Каменское — Донбасс), автоматически подающий шихту.