Admin Control Panel 

  ЗаписиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

неділю, 18 червня 2017 р.

Об опытах проплавки Луганских железных руд антрацитом (Горный журнал 1845 Кн. 3 март)

Об опытах проплавки Луганских железных руд антрацитом.

Осенью прошлого 1844 года, производились в Луганском литейном заводе опыты проплавки тамошних железных руд антрацитом. Руды при этом употреблялись бурые железняки из месторождений Закотного и Городищенского, флюсом служил известняк из каменноугольной формации, а антрацит брался из месторождения Грушевского. Рудная смесь составлена была так чтобы шлаки получались по формуле RS2+R3S3.

Доменная печь, снабжена была аппаратом Плейера, для отвращения растрескивания антрацита, через постепенное его нагревание; горн сделан из массы еще в 1840 году и оставлен без переделки потому, что не имея точных данных для выгоднейшей формы горна при употреблении антрацита, предпочли сделать первый опыт в печи с существовавшею заделкою, дабы в последствии из собственного опыта определить удобнейшую форму.

Печь нагревалась коксом и частью антрацитом в течении 16 дней, после чего преступлено к засыпке тяжелых колош, начав с 10 пуд руды на 20 пудовую колошу антрацита; в течении 10 дней довели рудную сыпь до 20 пудов на то же количество антрацита, на чем и остановились, что бы видеть, как пойдет плавка, когда колоши эти придут в горн. Воздух вдувался нагретый, средним числом до 180 Рсомюрова термометра, давление среднее 1½ фунта на квадратный дюйм, диаметр сопел 2¾ дюйма. Жар в горну был весьма силен, железные формы чрез 16 дней от первой засыпи руды сгорели, их заманили фурмами из огнепостоянной глины, с которыми плавка и продолжалась до конца.

При работе в горну выходил только крупный антрацит, и следовательно прибор Плейера достиг вполне своей цели.

Вообще плавка шла хорошо, выпуск чугуна происходил свободно; чугун, бывший сначала белым и ноздреватым, сделался потом плотен и мелкозернист, оставаясь впрочем белым; шлак был то зеленый, то бурый, случайно выходил черный, но жар в горну усиливался непомерно, так что, чрез 4 дня после засыпи первой 20 пудной рудной колоши, стена под сводом левой фурмы выгорела, горн ниже фурмы чрезвычайно расширился и сопло торчало в горну. Полагая, что разгар стен горна доказывает избыток основания в
рудной сыпи, и что кремнезем, для образования шлака, поглощается из стен печи, а равно видя, что жар в печи достиг наивысшей степени, увеличили рудную сыпь па 2½ пуда, оставив тоже количество флюса.

Таким образом продолжалась плавка еще два дня; все обстоятельства были самые благоприятные для получения наилучших результатов, работа шла как нельзя правильнее и оставалось только увеличивать рудную сыпь для достижения желаемых результатов, но избыток жара был так велик, что горн выше фурм прогорел до наружных стен и продолжать плавку далее было не возможно, почему и принуждены были остановить дальнейшее производство опытов через 17 дней после засыпи первой рудной колоши. Высокий жар в горну подтверждается еще тем, что спустя 6 часов по выдувке, когда выгребли не большое количество оставшегося не сгоравшего антрацита, чугун на дне горна оставался еще жидким, так что вычерпали его ковшами.

Осмотрев горн по выдувке, оказалось, что от лещади до фурм он расширился на 2 фута; сверх фурм стены горна с фурменных сторон и соответствующая им часть заплечиков выгорели почти до наружных стен.

Причина столь быстрого и необыкновенного разгорения горна в короткое время есть следующая:

Жидкий шлак при необыкновенной весьма возвышенной температуре, проникая в трещины давно заделанного горна, весьма легко расплавил его, в особенности с фурменных сторон, где жар был наисильнейший; конечно для произведенных опытов могли бы заделать горн вновь, но производя опыт над материалом не известным, предпочли задуть печь с прежней заделкой, дабы из этого предварительного опыта вывести сколь можно приблизительно данные, каких размеров и какого вида должен быть горн доменной печи для плавки антрацитом.

Другая причина избытка жара и следовательно разгорения горна доменной печи заключается в недостатке рудной сыпи неизвестное количество антрацита, но и в этом случае руководствовались практикою иностранных инженеров и не подозревали столь выгодного действия нашего горючего материала: достигнув сыпи в 20 пудов руды на 20 пудов антрацита, ожидали результатов такой пропорции и не ранее хотели прибавить рудную сыпь как дождавшись пока первая дойдет в горн. Сделанная потом прибавка 2½ пуда оказалась недостаточною, дальнейших же увеличений сыпи не успели сделать.

Недостаток хороших водяных фурм то же способствовал к выгоранию стен. Были приготовлены чугунные водяные фурмы, но употребить их не успели, начав плавку с фурмами, сделанными из кубового железа.

При следующей компании, руководствуясь первым опытом, полагается употребить сыпь при самом начале большую, так чтобы будущий опыт служил продолжением произведенному.

Не смотря на краткость произведенного опыта он показал по крайней мере возможность выплавки чугуна антрацитом, добываемым па вольных Грушевских рудниках, и доказал, что плавка этим материалом также проста и легка, как древесным углем и несравненно легче, нежели другими ископаемыми горючими материалами.

Чугун, полученный при этом опыте (всего 1,137 пудов), исключая первых выпусков, весь быль плотный мелкозернистый, белый, иногда лучистый, в особенности в средине толстых свинок, годный для выделки железа и для отливки грубых вещей, не требующих отделки. Чугун этот при цементовании с угольным порошком обращается в серый мелкозернистый, мягкий, который может быть употреблен для всяких изделий.