
Носов А. А. (Носов 2-ой). Об открытии медной руды с древними разработками в Екатеринославской губернии. Голос: газета политическая и литературная: ежедневное издание (С. Петербург). 1867. 21 октября (2 ноября). №291. С. 3.
Пропонована замітка була опублікована в щоденній петербурзькій газеті «Голос» і присвячена відкриттю покладів мідної руди та залишків копалень давніх металургів в околицях Бахмута. Її автор — Олександр Олексійович Носов (Носов 2-й) (1834–1879), гірничий інженер, випускник Корпусу гірничих інженерів (1856), який працював у Луганському гірничому окрузі, а з 1871 року обіймав посаду окружного інженера 2-го гірничого округу західної частини Донецького басейну.
У 1866–1869 роках Олександр Носов разом із братом Анемподистом Олексійовичем Носовим (Носовим 1-м) керував партією з вивчення західної частини Донецького басейну. У межах цих робіт було проведено геогностичні дослідження та інструментальні знімання місцевості, за результатами яких укладено геологічну карту регіону.
Замітка, опублікована в газеті «Голос», є розширеним варіантом попередньої публікації автора в журналі «Горный журнал» (1865, кн. 11, листопад) і відображає результати проведених досліджень.
«Из Екатеринославской губернии (корреспонденция к «Голосу»). — При исследовании местностей в 1865 году, по системе реки Бахмутки, для составления пластовой геогностической карты западной части донецкого кряжа, в вершине реки Кодема, впадающей с правой стороны в реку Бахмутку, на земле г. Плещеева, при хуторе Марьяновке, найден был мною песчаник, проникнутый медной зеленью и синью. Считая за важный факт это открытие, я начал следить выходы пород пермской формации и в других местах, по направлению их простирания и падения, соображаясь с трёхверстною картою.
Вследствие чего, на земле государственных крестьян Бахмутского уезда, около хуторов Клиновских, с левой стороны реки Клиновой, в 10-ти верстах от города Бахмута на восток-юго-восток, найдены были отвалы древней разработки и плавки медной руды, в которых разведочными рвами открыты: куски медной руды, шлак, древесный и каменный уголь (последний представляет остатки растений, находящихся в медистом песчанике), также и кости животных, пропитанные медною зеленью. Всё это заключено в красной рухляковой глине.
Отвалы имеют вид неправильного округлённого четырёхугольника: длиною 180 саженей и шириною 125 саженей, составляющего площадь 22 500 квадратных саженей; в середине отвалов находятся две впадины глубиною до 5-ти саженей.
В тысяча восемьсот тридцатых годах, в упомянутых глубоких впадинах (в середине отвалов) был сгон скота, и во время голодного года животные почти все погибли, вследствие чего в верхних слоях отвалов разведочными рвами найдены: лошадиные, воловьи и овечьи кости, и многие из них, от действия поверхностной воды на руду, пропитались медною зеленью.
Интересно припомнить хоть краткое происхождение города Бахмута, в 10-ти верстах от которого открыты: месторождение и плавка медной руды. По сведениям из хронологического обозрения истории Новороссийского Края видно, что «город Бахмут основан Петром Великим в 1701 году, по обеим сторонам реки Бахмутки, для охранения найденных там соляных копей или источников; был пограничною крепостью против татар и находился вблизи украинской линии». Ясно, что о разработке и плавке медной руды, близ города Бахмута, даже с 1701 года не было известно, и дело это производилось, должно быть, ранее. Может быть, медь получалась из этого месторождения во времена владычества, в южном крае России, хазар или жительства в Крыму генуэзцев.
Старожилы Клиновских хуторов помнят только о существовании в отвалах, но выражают его как «землянки неверных».
На юго-запад, в 260 саженях от древней разработки, находится обнажение краснобурого, частью слюдистого песчаника, с простиранием к северо-востоку и падением к северо-западу.
Песчаник этот, как и вблизи лежащий, даёт направление пласта рудного медистого песчаника. По всей вероятности, рудный пласт имеет пологое падение, что подтверждает древняя разработка его разносом на площади 22 500 квадратных саженей, и тут же производимая плавка медной руды — объясняет образование отвалов в большом количестве.
По химическому испытанию в лаборатории Горного департамента в Санкт-Петербурге, 1865 года, образцов медной руды и шлака, взятых из отвалов древней разработки, получены следующие результаты:
1) Желваки медной руды, заключающиеся в медистом песчанике, содержат в средней пробе 28,8 % меди, или в пуде такой руды до 11½ фунтов меди.
2) Медистый песчаник, проникнутый прожилками и вкрапленной медной рудой, содержит по средней пробе до 7,46 % меди, или в пуде такой руды до 3 1/6 фунтов меди.
3) Небольшие куски медистого песчаника, проникнутого медной рудой и медной зеленью, содержат в средней пробе до 12,73 % меди, или в пуде такой руды до 5 фунтов меди.
4) Песчаник, проникнутый медной зеленью, содержит до 4,33 % меди, или в пуде такой руды 3 1/3 фунта меди.
5) Рыхлый песчаник, проникнутый медной зеленью, оказался с содержанием 2,4 % меди, или в пуде такой руды около 1 фунта меди.
Средний вывод из пяти сделанных химических испытаний над 122 образцами, взятыми из отвалов: (11,5 + 3,15 + 5 + 3,33 + 1) = 4,79, составляет более 4 3/4 фунта меди в пуде руды*.
* В «Сборнике статистических сведений за 1865 год» показано среднее содержание меди в руде: на Алтайских заводах — от 2,25 до 3,07 фунтов в пуде; на Богословских на Урале — до 1,45 фунта в пуде; на Нерчинских — 1,15 фунта в пуде; на пермских — до 0,93 фунта в пуде.
Шлак от древней клиновской медной плавки оказался с содержанием почти 2% меди; прочие же составные части находятся в нём в следующем отношении:
Кремнезема — 32,13%
Окислов железа, глиния и марганца — 59,60%
Извести и магнезии — 5,77%
Всего — 97,50%
При исследовании местностей в 1866 году было открыто продолжение медных руд, а именно: в 8½ верстах на запад от села Калиновского (13-я рота на реке Лугани), в урочище Картамыш, где обнажаются два кряжа зеленовато-серых песчаников пермской формации, на расстоянии один от другого 100 саженей, имеющих общее падение 48° на юг. В россыпях этих песчаников были найдены медная зелень и синь, с углистыми остатками растений.
Пласты рудных песчаников урочища Картамыш, простираясь на восток, загибаются под углом близ села Калиновского, согласно с породами каменноугольной формации, и, проходя через балку Поповый Яр, вершины рек Вискривки, Жидовой и Горелый Пень, принимают более пологое падение, постепенно расширяясь, причём изгибаются дугообразно (подобно ниже залегающим каменноугольным породам).
Верхний рудный пласт (уроч. Картамыш), по предположению, соединяется с рудным пластом, обнажённым с правой стороны вершины реки Кодема, близ села Марьяновки, а нижний рудный пласт (уроч. Картамыш) соединяется с рудным пластом, выходящим с правой стороны реки Лазовой, близ её вершины.
Длина по простиранию верхнего рудного пласта — 33 версты (считая от урочища Картамыш, с перегибом около села Калиновского до села Марьяновки); а нижнего — 39 верст (считая также от урочища Картамыш до реки Лазовой). Медистый песчаник, с желваками и прожилками медной руды, древней клиновской плавки (находящийся в десяти верстах на восток-юго-восток от города Бахмута), судя по наслоению, представляет верхний (третий) рудный пласт.
О медных рудах в Екатеринославской губернии до настоящего времени, открытых в пермской формации, даже разносов древней разработки (занимающей площадь до 22 500 квадратных саженей), не было ничего известно, несмотря на разведки, производимые г. Иваницким в 1838 году, причём составлена была им геогностическая карта части Бахмутского уезда, где находится пермская формация («Горн. Журн.» за 1839 год, часть IV, на стр. 227-й).
О нахождении медной руды в пермской формации Екатеринославской губернии также ничего не упоминается в капитальных сочинениях гг. Ле-Пле и Мурчисона.
В «Сборнике статистических сведений по горной части за 1865 год» (на стр. 276-й) помещены следующие выводы, доходившие на казённых заводах (1861 года) от добычи металлов и каменного угля:
1) От золота — 1 414 928,80
2) меди — 354 794,10
3) свинца и глета — 27 613,66 3/4
4) серебра — 23 627,28
5) каменного угля —16 500
Из этих выводов видно, что доход от меди составляет вторую статью после золота, так что, судя по этому, медное производство у нас в России вообще одно из главных.
По химическому испытанию в лаборатории Горного департамента в 1865 году образцов, взятых мною из отвалов клиновской древней медной плавки, как сказано выше, получилось более 4 3/4 фунтов меди (в пуде руды), что показывает степень богатства медной руды, открытой в пермской формации Екатеринославской губернии».
Горный инженер Носов 2-й.


Контакти
RSS