
Татаринов С. И. Донецкий горно-металлургический центр эпохи бронзы и металлообработка в Восточной Украине. Охорона і дослідження пам’яток археології Полтавщини. Третій обласний науково-практичний семінар: тези доповідей (квітень 1990 р.). Полтава, 1990. С. 112-115.
В 70–80-е годы в результате работ Артемовской экспедиции УООПИК получены новые данные по истории горного дела и металлообработки в эпоху бронзы в Восточной Украине (XVII — XI века до н. э.), выделены памятники Донецкого горно-металлургического центра, занимающего площадь до 1200 кв. километров. Раскопки стоянок-мастерских у Пилипчатино, Выскривки, Клинового, поселений срубно-сабатиновского времени Ильичевка, Ямполь, Лиманское озеро, специализированного поселения металлургов-кузнецов Усово озеро дали серию медно-бронзовых изделий, литейных форм из камня и глины. Это позволяет по-новому взглянуть на уровень хозяйства, характер ремесла и распространенность межкультурных связей и обмена у племен ЭПБ Левобережной степной и лесостепной Украины.
При определении типологической принадлежности изделий ЭПБ мы исходим из типологии, исчерпывающе разработанной Е. Н. Черных (Е. Н. Черных. Древняя металлообработка на Юго-Западе СССР. 1976).
Следы металлообработки в виде плоских шлаков, медных слитков различной формы и сплесков, обломков ошлакованных рудоплавильных чаш и металлоплавильных тиглей встречены по реке Донец не только на Донецких рудниках, но и обычных поселениях (раскопки Т. А. Шаповалова, С. С. Березанской, Н. Н. Чередниченко, С. И. Татаринова). Это свидетельствует о деятельности как кланов ремесленников, так и мастеров-одиночек. Подобные слитки встречены (как правило, из «химически чистой» меди) в Кабаковском, Завадовском кладах ЭПБ, по химическому составу эти слитки очень близки находкам у Донецких рудников (С. И. Татаринов. О металлообработке в эпоху поздней бронзы на Среднем Донце. СА, 4, 1979).
С мастерской Пилипчатино-1 происходит каменная литейная форма двуушкового кельта с рельефным орнаментом на втулке типа К-52 по Е. Н. Черных. Аналогии ему известны в Кабаковском кладе, Адамовке Славянского р-на Донецкой области (без орнамента), Лобойковском и Терешковском кладах.
Со стоянки Пилипчатино-2 происходит каменная литейная форма ножа с перехватом, нервюрой типа Н-30, 32, аналогии имеются в курганных комплексах Восточной Украины, Подонцовья (Капитаново-1, Раздольное, Владимировка, г. Александровск, Славянск). Ножи-кинжалы типа Н-34-36 имеются на литейной форме из Харькова, в находках в Славянске и Ново-Азовске (и в Лобойковском кладе).
Продукцией металлургов Восточной Украины были, видимо, ножи типов Н-10, 14, 16 и серпы типов С-14, 16 (Ильичевка, Грушевая балка, Терешково, Усово озеро, Харьков, Кабаково).
На местное производство тесел типа Т-8 указывают как литейные формы, так и сами изделия с Усова озера, Пилипчатино-2. К местной продукции возможно отнести тесла Т-22 (Ильичевка, Трехизбенка, Вельск, Славяносербск).
К продукции Донецкого ГМЦ относятся втульчатые наконечники копий сейминского облика (Славяносербск, Старобешево), с прорезями в крыльях (Ласки Донецкой области, Харьков), втульчатые наконечники дротиков (Пилипчатино-1).
Возможно, с потребностями ведения подсечного земледелия племенами срубно-сабатиновского времени по Донцу связано местное производство вислообушных топоров типов П-18, П-20 по С. Н. Кореневскому (литейные формы Усова и Лиманского озера).
К мелкой продукции Донецкого ГМЦ относятся втульчатые кирки-кайла (Пилипчатино-1), шилья, иглы; украшения — крюковидные амулеты и ромбические подвески, круглые браслеты и кольцаменовые слитки (Пилипчатино-1, Усово озеро), очковидные подвески, спирали, биконические бусы (Ильичевка). В меновых целях могли использоваться миниатюрные бронзовые топорики (Лиманское озеро, Усово озеро, Куряж Харьковск. области).
Химический и спектральный анализ металлических изделий и слитков с Восточной Украины показывает, что около половины их изготовлено из химически «чистой» меди медистых песчаников Донбасса, имеются микропримеси серебра (0,001 — 0,1), мышьяка (0,01 — 0,3), никеля; постоянно как и в рудах, шлаках, так и в изделиях — сурьма (0,001 — 0,01), свинец (до 0,1); своеобразным маркером металла из донецких руд является кобальт (0,001 — 0,01), высоко содержание железа (до 1 %).
Вероятно, определенная часть бронзовых изделий в Ворошиловградской, Харьковской, Днепропетровской и на юге Полтавской областей является «импортом» из ДГМЦ, как результат межплеменного обмена, например, древесного угля и скота на металл (С. С. Березанская. Первые мастера — металлурги... 1980).
Металлообработка в Восточной Украине в ЭПБ имела такую структуру: прямо у рудников — выплавка слитков и изделий на обмен и заготовка слитков для работы вне сезона горнодобычи; на поселениях на р. Донец — производство крупнотоварных серий (Усово озеро); мелкое производство одного-двух видов изделий или украшений для нужд одного поселка (Ильичевка, Круглое, Капитаново, Лиманское озеро). Просматривается и такая закономерность, что в районе ДГМЦ (в радиусе 100— 150 км) погребения ЭПБ уже с катакомбного времени до XIII— XI веков до н.э. довольно богаты металлом; есть он и на поселениях; по мере удаления в степь и лесостепь — металла все меньше и он встречается в виде кладов, зарытых или оставленных, скорее всего, странствующими купцами-кузнецами. Это явление характерно для Днепропетровской, Полтавской, Харьковской и Воронежской областей.
Донецкий ГМЦ прекращает свою деятельность где-то в XI—X веках до н. э. вследствие экспансии с севера на юг в Придонцовье и степь больших групп бондарихинского населения (отсутствует преемственность традиций металлообработки срубно-сабатиновского и бондарихинского населения, различен характер занятий).


Контакти
RSS